Красная бестия
Развитие компании Mazda, находящейся под крылом американского Ford, за последние годы заставляет конкурентов чесать разные части головы и имитировать лихорадочные попытки создать конкуренцию этому транснациональному бренду. Но Mazda упорно завоевывает один сегмент за другим. Выпуск Mazda6 MPS жестко ударил по самолюбию традиционных игроков этого сегмента – Subaru и Mitsubishi. Но всеми прогнозируемое и давно ожидаемое появление Mazda3 MPS точно заставит «икнуть» производителей массовых «заряженных» моделей, вроде Volkswagen Golf GTI (200 л.с.), Ford Focus ST (225 л.с.), Opel Astra OPC (170 л.с.) и Renault Megane RS (225 л.с.), которых сама японская компания видит своими основными конкурентами.
Конкуренты, как мы видим, вовсе и не конкуренты для Mazda, их можно сравнивать только по типу кузова и переднему приводу. По мощности двигателя, который без изменений перепал от седана Mazda6 MPS (он же ставиться на модель CX-7), Mazda3 MPS ближе к турбированным Impreza WRX STi и Lancer Evolution, но и в этой компании «трешка» явно будет чувствовать себя не в своей тарелке – с полным приводом она соперничать точно не сможет. Так выходит, что у «горячего» японского хэтчбека нет явных конкурентов, она сама по себе такая, единственная и неповторимая?
«Зачатие» Mazda3 MPS (Mazda Performance Series) произошло в Женеве весной прошлого года, спустя девять месяцев в декабре автомобиль появился на свет в России. Ее цена в зависимости от комплектации составляет от $31 800 до $32 990, что ставит Mazda3 MPS в одну линию с вышеупомянутыми Golf, Opel и т.д. При этом 260-сильный бензиновый двигатель MZR 2,3 DISI Turbo выводит хэтчбек на совершенно иной уровень.
При первой поездке на Mazda3 MPS вспомнился рассказ Э. Ремарка «Три товарища», в котором одним из главных персонажей был автомобиль по кличке «Карл». Он не вызывал у проезжавших мимо водителей за рулем мощных Buick-ов никаких эмоций, но когда дело доходило до дорожного спарринга, «Карл» демонстрировал всю свою реальную мощь, ведь под капотом автомобиля стоял гоночный двигатель. Внешний вид Mazda3 MPS, не смотря на все свои спортивные дополнения и изменения, весьма схож с обликом Mazda3 в комплектации «Sport». Только внимательный и опытный взгляд сможет различить, что форма капота, крыльев, решетки радиатора, противотуманных фар изменены, придавая автомобилю более агрессивный внешний вид. Кузов поставлен на 18-дюймовые легкосплавные диски с низкопрофильной резиной. Сзади крыша заканчивается спойлером, диаметр выхлопной трубы увеличен до 102 мм, а на пятой двери красуются три заветных буквы «MPS». Тем не менее, водители, привыкшие к рою «Мазд», то и дело проносящемуся мимо нас на дорогах, ни как не могли взять в толк, что предел в 150 л.с. для «трешки» теперь преодолен и значительно расширен.
Внутри дизайнеры тоже постарались придать автомобилю спортивности. Комбинированные ковшеобразные сиденья из кожи и ткани, простроченные красными нитками и надписью «MPS» для большего ажура, прекрасно держат туловище при резких поворотах. На водительском кресле есть регулировка поясничной зоны, а также, не в пример переднему пассажирскому, оно регулируется по высоте. Регулировка угла наклона спинки у водителя осуществляется при помощи пластмассового вращающегося колеса, а передний пассажир проделывает туже процедуру рычагом. Такое отличие позволяет водителю более точно настроить положение спинки сиденья. Неотъемлемый интерьер любой гражданской машины со спортивным уклоном – алюминиевые накладки на педали, в остальном интерьер Mazda3 MPS ничем не выделяется по сравнению с «гражданской» версией, кроме приборной панели, что расчерчена до 280 км/ч. Как и в «обычной» Mazda3 крайнее положение стрелки спидометра на отметке 280 км/ч будет находиться примерно в том же месте, что и минутная стрелка аналоговых часов в 10 минут второго. Справа остается уйма пространства, где видны датчики не пристегнутого ремня безопасности, заряда аккумулятора и подушки безопасности переднего пассажира. В результате такой компактной разметки следить за скоростью становится еще сложнее, чем на 2,0-литровой 150-сильной Mazda3.
Стандартным оборудованием для MPS являются все те же опции, что и для комплектации «Sport» в 2,0-литровом варианте, это и климат-контроль, и подогрев сидений, и датчик дождя, и ксеноновый головной свет с омывателем фар. В плохую погоду последний начинает просто выводить из себя. Он включается не каждый раз, а лишь через какое-то определенное количество нажатий на подрулевой рычаг и всегда в самый неподходящий момент. Работает он даже днем, т.к. ближней свет включается на Mazda3 MPS автоматически и горит постоянно. Омывание фар происходит в два этапа – первый залп форсунки дают в момент нажатия на подрулевой рычаг, как только «дворники» перестают ездить по стеклу, происходит второй залп на фары, из-за чего лобовое стекло орошается мелкой моросью, и приходится делать еще один взмах щетками. Благодаря таким махинациям, заполненный до краев 3,5-литровый бачок стеклоомывателя может полностью иссохнуть в ненастную погоду всего за один вечер. Спасением была бы отдельная кнопка на омыватель, но ее не предусмотрено.
Но все эти странности меркнут перед динамикой автомобиля. 260 л.с. превращают Mazda3 MPS в настоящую бестию на дороге. Стоит только стрелке тахометра преодолеть рубеж в 2 500 – 3 000 об/мин, как к делу подключается турбина и хэтчбек буквально выстреливает, оставляя всех позади. Ощущения действительно незабываемые, а звук мотора, словно наркотик, завораживает слух. Картину портит только передний привод, из-за которого руль приходится удерживать обеими руками, чтобы он не выскользнул и не унес автомобиль в ненужную сторону. Передние колеса на малой скорости то и дело шлейфуют по дорожному покрытию, даже противобуксовочная система не способна их удержать: полного привода здесь явно не хватает. Тронувшись с места, 6,1 секунды хватит для достижения скорости 100 км/ч, если, конечно, успеешь быстро воткнуть вторую передачу КПП. Турбина помогает и с крутящим моментом, который достигает своего максимума в 380 Нм уже при 3 000 об/мин. Механическая коробка Mazda3 MPS снабжена 6-ю скоростями, процесс переключения происходит четко, сцепление настроено жестко на спортивный лад. Полностью независимая подвеска Mazda3 MPS выступила на пять с плюсом: безукоризненное прохождение поворотов, практически полное отсутствие кренов и потрясающая обработка мелких неровностей. Естественно, открытые ямы глубиной с канализационное отверстие и лежачих полицейских, задевающих пламягаситель выхлопной системы, с разгону переехать не получится. Тормоза Mazda3 MPS продемонстрировали остроту реакции и отличное замедление даже на высокой скорости.
Одним из приятных моментов оказалась работа системы стабилизации, которая у Mazda носит название DSC. Чтобы увести автомобиль в занос понадобиться либо очень большая скорость и очень крутой поворот, либо ледяное покрытие. Чуть только траектория движения начинает не совпадать с желанием водителя, DSC характерным хрустом напоминает о своем присутствии и не дает Mazda3 MPS сойти с дистанции. Для такой машины и неопытного водителя DSC станет панацеей от ошибок.
На нашем тесте побывала Mazda3 MPS ценой $31 800, добавив $1 190 можно получить более дорогую версию. Но среди дополнительного оборудования вы найдете только круиз-контроль, который в сочетании с механической коробкой и спортивным характером Mazda явно неуместен, и CD-чейнджер с 7-ю динамиками от Bose. Стоит ли музыка и сомнительный круиз-контроль этой суммы придется решать каждому покупателю, выбравшему для себя Mazda3 MPS. Такую цену во многом формирует отсутствие полного привода, который просто проситься на хэтчбек. На наш взгляд здесь есть и скрытый маркетинговый ход – если бы на «трешке» был полный привод у Mazda6 MPS не осталось никаких шансов – одним размером покупателя, особенно российского, взять сложно. Успех Mazda3 MPS обеспечен, своих конкурентов по гольф-классу она обойдет преимуществом в мощности, а полноприводных «мостодонтов» ценой.
И вот вам косвенное подтверждение вышесказанного. Дабы снять напряжение после «жесткого» тест-драйва, мы отправились в картинг-клуб, чтобы уже, наконец, выплеснуть весь скопившийся адреналин в крови, выжимая 9-сильный моторчик карта до предела и врезаясь во все что можно: соперников, шины, обрамляющие трассу для картинга, и пугая инструкторов, которые направляют на дальнейшие приключения маленькие бесстрашные машинки после очередного столкновения. Какого же было удивление, когда, выйдя из клуба, мы встретили на парковке еще одну новенькую Mazda3 MPS!!! И это всего лишь спустя месяц после начала официальных продаж. Та была черного цвета и в целом точно такая же, «Смотри, а у этой боковые зеркала хромированные», - заключили мы и отправились в сторону «нашей» красной бестии. То ли Москва – это большая деревня, то ли…
-
Двойной zoom-zoom
Возможность попробовать в деле Mazda3 MPS стала приятным дополнением к великолепной весенней погоде. Вот только вместо стандартных трех-четырех дней за рулем мы будем истязать ее гораздо дольше, параллельно рассказывая о ...
Autonews.ru -
Переднеприводное беZOOMие
Сколько сил разумно использовать для переднеприводного автомобиля гольф-класса? Инженеры Honda и Volkswagen считают, что 200, Ford - 225, Opel - 240... А в Mazda полагают, что и 260 - вполне подходящее значение. ...
AutoWeek -
Не трогаться, а стартовать
В сегменте таких автомобилей свои правила. Из практичной серийной машины разработчики создают «нечто», лишь внешне напоминающее базовую модель. На таких автомобилях не трогаются, а стартуют, не поворачивают, а входят в в ...
За рулем
Mazda 3 MPS